Откуда на Кольский полуостров пришли саамы?

«ХибИнформБюро» продолжает публикацию серии бесед с учёными-антропологами КНЦ РАН.

В этот раз Ольга Бодрова, старший научный сотрудник центра гуманитарных проблем Баренц-региона КНЦ РАН, рассказала, насколько древний и миролюбивый народ пришёл когда-то жить в этот суровый край.

— До саамов тут были люди — сюда приходили древние арктические племена с промысловыми целями и били морского зверя на побережье Баренцева моря, — говорит Ольга Александрвна. — Но именно саамы — первое постоянное население, обосновавшееся на Кольском полуострове насовсем. Считается, что саамы начали заселять наши края где-то с середины первого тысячелетия до нашей эры.

— Есть версия, что саамы — это чуть ли не эллины, которые мигрировали от более воинственных соседей всё севернее и севернее, пока не дошли сюда.
— Саамы древнее греков. Это очень древнее индоевропейское население, обитавшее на североевропейских территориях ещё в эпоху верхнего палеолита (каменного века). Саамов исследователи иногда сравнивают ещё с двумя такими же древними и загадочными народами — берберами и басками. У последних тоже есть уникальный язык, который мало сопоставим с другими языками мира. И это не мы их «старшие братья», как говорили в Российской империи про туземцев, а наоборот, саамы намного «старше» нас.

— Но они  всё же когда-то жили там, где намного теплее, чем на Кольском полуострове?
— Издавна саамы проживали в Северной Европе, сейчас это территория Ленинградской области, частично Псковской, Новгородской. Это их исконная земля. Но туда приходили другие народы, и саамское население распространилось по всей Фенноскандии. С одной стороны, саамы вполне миролюбиво умели с кем-то уживаться, это не значит, что с появлением чужаков они сразу поднялись и ушли. Нет, продолжали соседствовать, однако перемещение на север всё же происходило, очень медленно, в течение многих веков. Потом, видимо, всё-таки стало слишком много чуждых людей, сыграл роль и природный фактор. Основа культуры саамов — это охота на северного оленя. Именно охота, не оленеводство. И когда стал отступать ледник, северный олень ушёл туда, где холоднее, а саамы за ним.

— Вы сказали про их уникальный язык — он сохранился с древних времён?
— Язык, на котором саамы говорили когда-то, сохранился примерно на треть. Это слова, у которых нет аналогов (наоборот, другие народы их заимствовали), в основном связанные с оленем, охотой, природой. Благодаря такой лексике тоже становится понятно, что изначально саамы жили на территории в условиях тайги и лесотундры, где довольно прохладно, сыро, часто моросит. Сами эти слова «морошка», «морось» — из древнего саамского языка, их потом стали использовать и остальные народы — соседи саамов, включая русских.

— А культуру они тоже пронесли с эпохи верхнего палеолита?
— Когда пришли финно-угры (а их племён на территории современной России было огромное количество, даже на территории нынешней Москвы), вероятнее всего, с Поволжья, произошла почти полная ассимиляция. Необходимо уточнить термины: метисация — смешение народов с помощью браков, ассимиляция — когда народы заимствуют друг у друга только культурные признаки, но не вступают в браки. Так вот саамы практически полностью позаимствовали и культуру у пришлых финно-угров, и религию, тот же самый шаманизм, и виды хозяйствования, а также фольклорные сюжеты и язык — за исключением того субстрата, одной трети нынешнего языка, о котором мы говорили. В брак с пришлыми племенами тоже вступали, но незначительно.

— Почему у саамов за столько веков так и не появилась письменность?
— Наверное, она просто не была нужна. Как правило, письменность заимствуется у какого-то другого народа, когда это целесообразно и экономически выгодно, например, для торговли. Саами торговали с помощью натурального обмена, у них не было никогда стремления к наживе, к накопительству. Когда сдавали рыбу купцам, те их наверняка обсчитывали, но вели записи — сколько рублей они номинально должны этому сааму. И тот на указанную сумму набирал себе другой товар.

— О том, как должен выглядеть «истинный саам», есть много мнений: и рыжие они должны быть, и голубоглазые, и ни в коем случае не смуглые. Что-то из этого соответствует действительности?
— Единого фенотипа у саамов нет, это миф, что они должны быть такими либо другими. Хотя сами они рассказывают, что их внешность зависит от того, были ли их предки береговыми или лесными саамами. Так, раньше считалось, что в селе Ловозеро саамы темноволосые и темноглазые. Возможно, такое мнение связано отчасти и с тем, что в XIX веке туда переселились коми-имежцы — тоже группа финно-угров, темноволосые и темноглазые. В других поселениях встречались и рыжие, и голубоглазые саами. Единственная общая черта, которая была раньше присуща саамам, — это невысокий рост. Хотя и здесь бывали исключения.

— Есть ли у самих саамов понятия о том, кто из них насколько «коренной» или «настоящий» представитель народа?
— Антропология определяет «настоящих» представителей этносов по многим признакам (язык, территория проживания, религия, история и т.д.), но на первый план выступает самоидентификация. Если смотреть с точки зрения генетики, то это своего рода расизм — определять, сколько генов и в каком соотношении содержится в представителях какого-либо народа, это не этично. Сейчас люди получили право относить себя к тому или иному народу на основании самоопределения. Ведь в нашей переписи населения не берут анализ крови, не выясняют родословную, не спрашивают про бабушек-дедушек, а записывают национальную принадлежность со слов человека. Однако и по генетическим современным данным у саамов до сих пор более 90% их генов — ещё тех древних, индоевропейских. Сами же саамы считают важным, чтобы кто-то из их предков (а лучше оба родителя) был саами, и обязательно нужно знать свой, саамский, язык. Точно так же у басков: если человек не знает их языка, то хоть как может утверждать, что принадлежит к этому народу — они не будут считать его баском.

— Как относились саамы к тому, что на их землю пришли чужаки — россияне?
— Все исследователи пишут, что саамы с русскими уживались прекрасно, были в хороших отношениях всё время, пока те колонизировали Кольский полуостров. Здесь не происходило вооружённых конфликтов, в отличие от наших западных соседей — норвежцев и финнов, у них бывало по-разному. Два народа прекрасно соседствовали, хотя в старых источниках нередко упоминается то, как саамов обирали купцы, пользуясь их наивностью. Саамы вступали в смешанные браки, и этнографы XIX века писали, что даже считалось почётным женщине-саами выйти замуж за русского. Саамы действительно очень миролюбивый народ, который дорожит своей самобытностью, но ничего не навязывает другим.

Источник: Хибинформбюро

Автор статьи: Ольга Ильницкая

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s