Саамский тип оленеводства

Саамы издавна вели полукочевой образ жизни. Они не были типичными кочевниками, как многие другие оленеводы (ненцы, эвенки, чукчи), однако совершали сезонные перекочевки с зимних мест обитания на летние. Протяженность кочевых путей была сравнительно небольшой, а на конечных пунктах их ждали жилища, служащие не один год.


Помимо оленеводства, саамы занимались рыболовством, а также охотой (сухопутной и морской). У разных групп саамов в зависимости от территории обитания, наличия тех или иных угодий одно из этих занятий было основным.
Главной социальной и хозяйственно-экономической единицей у саамов являлась территориально-семейная община (сийт, в некоторых говорах — сыйт). В зависимости от направления хозяйственной деятельности, выделяют два основных типа общины: оленеводческая и рыболовецкая (М. С. Куропятник). Ведущую роль в экономике западной группы саамов (нотозерских, бабинских, екостровских и других) играло рыболовство; оленеводство и охота имели у них второстепенное значение.


Хозяйство северо-западных погостов (Пазрецкого, Печенгского, Мотовского) характеризовалось также ведущим значением рыболовства, но не речного и озерного, а морского. Каждый сыйт осваивал определенный комплекс угодий, центром же являлся зимний погост, в котором все население жило с декабря по апрель. Зимние погосты располагались, как правило, в местах, богатых ягелем, необходимым для оленеводства. На остальную часть года община распадалась на отдельные группы, объединявшие обычно родственные семьи, которые расходились по промысловым участкам, расположенным относительно недалеко от зимнего погоста.


Таким образом, зимой саамы жили оседло, а летом кочевали с одного рыболовецкого участка на другой.
Восточные группы саамов (за исключением каменских) имели длинный кочевой маршрут (80 — 100 км) и два постоянных поселения — зимнее и летнее. В то время как саамы западных погостов совершали небольшие однодневные переходы между промысловыми угодьями, у восточных саамов перекочевка от зимних к летним погостам и обратно осуществлялась всей общиной в течение нескольких дней. Маршруты кочевий проходили из зоны тайги через тундру к побережью Ледовитого океана. Здесь оленеводство в хозяйственной жизни саамов имело гораздо большее значение. Важную роль играл и промысел семги в устьях больших рек. У каменских саамов в XIX веке была развита охота на дикого оленя.

Оленеводство у саамов имело ряд особенностей:

— Основной из них можно считать вольный выпас оленей в течение всего летнего периода. Охрана оленей пастухами осуществлялась только в период проживания в зимних погостах, когда олени не уходили далеко от жилья, а также во время отела. Отправляясь весной на рыбную ловлю, саамы отпускали оленей на волю, а осенью вновь собирали свои стада. Это был достаточно трудоемкий процесс. Часто олени уходили так далеко, что утрата их не была редкостью.

— В некоторых районах для того, чтобы олени не слишком разбредались, устанавливали примитивные изгороди. Для осеннего сбора стад использовали небольшое количество оленей, специально оставляемых на все лето вблизи жилья, где-нибудь на островах. На них ехали искать остальных.

— Корм для оленей обычно не заготовляется: круглый год они находят его сами. Зимой это лишайник (ягель), который олени откапывают под снегом, летом — листья кустарников, трава, грибы.

— Использование традиционной нарты керёжи, напоминающей лодку.

До последней четверти XIX века саамы были единственными оленеводами на Кольском полуострове. Небольшое число русских, имевших оленей, нанимало в качестве пастухов тех же саамов. Значительное влияние на оленеводство, да и на всю материальную культуру саамов, оказал приход на Кольский полуостров в 1880-х годах групп оленеводов коми-ижемцев и ненцев.

Контакты между саамской общиной и ижемцами были слабыми. Сохранялись многие черты традиционной культуры разного по этнической принадлежности населения, особенно в одежде. Несмотря на то что ижемцы постепенно расселялись к востоку от Ловозера, до 1917 года сельское общество Понойской волости не принимало их в свой состав, поэтому ни одного ижемского поселка в этой волости не появлялось. Только после Октябрьской революции появились ижемские деревни Ивановка, Каневка, выселки Красная Щелья, Оксино и другие.
В то же время в конце XIX — начале XX века саамы заимствовали многие черты коми-ненецкого оленеводства. В частности, был заимствован ненецкий тип нарт и упряжи. В отдельных районах керёжа сохранялась еще и в начале нашего века, но в 1920-е годы переход к нартам и веерной упряжке практически завершился.

Керёжа (керёжка, кереж, керес) — традиционные саамские сани для езды на северных оленях. Очень напоминает лодку. Подобных сухопутных средств транспорта у других народов тундровой зоны, использовавших различные виды саней (нарт), не встречалось. Недаром ближайшие соседи саамов — ненцы — называют их нано-хан- лодка-сани, подчеркивая поразивший их способ езды.


Керёжа (по-саамски — керёж) и строилась, как лодка, как маленький корабль. Остов ее составляют продольный брус — полоз (киль), который спереди поднимается вверх, образуя нос керёжи, и восемь поперечных шпангоутов (ребер), прибитых к полозу-дну попарно по обе стороны. К этому остову с помощью веревок и деревянных гвоздей крепили высокую прямую спинку и боковые доски, образующие борта. В носовой части керёжи делали отверстие для привязывания упряжи. Различий между мужской и женской керёжами не было. Делали такие лодки-сани из прочного дерева — сосны или ели.


Ездок сидел в керёже облокотившись на спинку и вытянув ноги вперед (иногда свесив левую ногу через борт). Для тепла и большей безопасности (при езде керёжа переваливается с боку на бок) в передней ее части сооружали полог, закрепленный ремнями. Есть сведения, что в давние времена полоз керёжи снизу был полукруглым, что усиливало раскачивание керёжи при езде, поэтому ездок привязывал себя ремнями или веревками.


Традиционная саамская упряжь (пуоцесса) представляла собой хомут, надеваемый на шею оленя, с отходящим от него тяжом, который шел под брюхом животного и прикреплялся к отверстию в передней части керёжи. Помимо хомута и тяжа, в состав упряжи входил пояс — полоса из оленьей кожи шириной 10 -12 см, обшитая с наружной стороны цветным, а с внутренней — серым сукном или иной тканью. Пояс перекидывался через спину оленя и свободно прикреплялся к тяжу. Хомут скреплялся с поясом лямкой, которая шла по левому боку оленя и представляла собой полосу цветного сукна шириной около 5 см. Одним концом лямка с помощью веревки или связанного из шерсти шнурка прикреплялась к хомуту, другим пристегивалась к поясу. На голову оленя надевали недоуздок, состоящий из ремешков и костяных пластинок.
Управление керёжей осуществлялось с помощью вожжи, которая шла от недоуздка вдоль левого бока оленя. Чтобы она не спадала, на поясе имелся небольшой медный или костяной крючок. Ездок обычно держал вожжу в правой руке. Для подстегивания оленя использовался хлыстик, изготовленный из молодой березки, который держали в левой руке
К хомуту прикрепляли колокольчики, другие части упряжи украшали полосками цветного сукна и кисточками, иногда расшивали бисером.
Кроме легковых, в конце XIX — начале XX века у саамов были грузовые керёжи, которые отличались лишь большими размерами и более низкой спинкой. Груз, уложенный в керёжу, покрывали шкурой или тканью и зашнуровывали веревками, для чего в бортах керёжи имелись специальные отверстия. Олень мог везти не более 100 кг груза. Из нескольких грузовых керёж составляли аргйш (по-саамски-райда) — обоз, который следовал за легковой керёжей, управляемой ездоком
Оленный транспорт (керёжа, ее устройство, упряжь, способ управления) норвежских, шведских и финских саамов практически ничем не отличался от бытовавшего у Кольских саамов.

Помимо упряжного оленеводства, у саамов издавна практиковалось использование оленей для вьючных перевозок. Об этом упоминается в источниках, относящихся к началу XVI века. Вьючное седло Кольских саамов XIX — начала XX века (ташке) очень просто по устройству и не похоже на вьючные седла других оленеводческих народов. Оно состоит из двух дугообразных дощечек, надеваемых на спину оленя так, что верхние концы образуют выступы, к которым прикрепляются вьюки, а нижние с помощью ремня скрепляются под брюхом оленя. Чтобы дощечки не травмировали кожу, под них подкладывали ткань или оленью шкуру.


Кольские саамы обычно изготовляли вьючные сумы из замши. Переднюю и заднюю стенки сумы шили из двух прямоугольных кусков, а третий в виде полосы служил боковыми стенками и дном. В верхней части крепилась ручка. Вьючные олени, как и упряжные, при переездах располагались один за другим, причем первого оленя хозяин вел за узду. Старинные саамские седла для вьюков иногда используются и сейчас. Скандинавские и финские саамы, помимо мягких вьючных сумок, использовали и твердые в виде корзинок.

Источник: Духовная культура народов России

Оставьте комментарий